Священномученик Александр (Воздвиженский)

Последним настоятелем Туровской церкви Рождества Богородицы, до её закрытия, был священномученик протоиерей Александр Воздвиженский семья которого и по сей день проживает в селе Турово.

Родился Александр Воздвиженский 29 августа 1876 года в селе Ведерницы Дмитровского уезда Московской губернии. Его отец, Михаил Воздвиженский, был диаконом в этом селе. Идя по стопам отца, Александр поступил в Дмитровское Духовное училище, которое окончил в 1892 году. Обучение продолжил в Вифанской Духовной семинарии, где учился до 1899 года. В 1901 году Александр был рукоположен в сан диакона, а в 1903 году стал священником в храме села Богослово Богородского уезда Московской губернии, где служил до 1917 года. А затем был переведён в храм Рождества Богородицы села Турово Серпуховского района.

17 лет жизни отдал отец Александр нашему селу, его людям и они оставили о нём самую добрую память. В 1935 году он был переведён в Никольскую церковь села Ново-Загарье Павлово-Посадского района.

Внучка отца Александра, жительница села Турово Ротанова Нина Леонидовна вспоминает, что здесь у отца Александра был дом недалеко от храма, лошадь, корова, покос. В его семье родилось трое детей. Все дети выросли, получили образование. Старшая дочь Вера стала учительницей, старший сын Михаил работал главным бухгалтером, младший сын Леонид — ветеринарным врачом.

Арестовали отца Александра в Павлово-Посадском районе в 1937 году. После ареста его привозили в село Турово для показательного суда. Власти надеялись, что туровчане заклеймят его и единогласно осудят, как принято было среди советских граждан в те времена. Но получилось наоборот, прихожане отозвались о нём как о самом добром батюшке и горой стояли за него. Получить одобрение расправе над священником властям не удалось. По воспоминаниям Полины Аленчевой в конце этого судилища отец Александр подтвердил свою верность Богу, хотя ему предлагали отречься от неё во имя спасения. Что из этих воспоминаний правда, точно не известно, но сам факт существования такой информации о последних днях жизни отца Александра среди наших односельчан говорит, что семена его служения упали на благодатную почву и дали плоды. О пустом человеке такая память бы не сохранилась.

Когда в 1937 году стали разрушать церковь, снимать колокола и иконы, две жившие при храме старушки попытались спасти святыни церкви, спрятав их в своём домике. До 1945 года в их дом стекались верующие, оставшиеся без пастыря. На месте этого дома сейчас стоит памятник павшим в Великой Отечественной войне нашим односельчанам.

Отважно шёл отец Александр своей дорогой святости, которая предначертана каждому человеку. А ведь мог уже давно сойти с неё. Не мог он не знать, что только за причастность к духовному сословию уже можно было поплатиться жизнью, но не свернул, не ушёл. В условиях гонений на церковь он продолжал служить в храме. Видел в этом свой долг и честно выполнял его. За эту верность и поплатился отец Александр.

В нашем распоряжении есть протокол допроса Александра Воздвиженского органами НКВД перед расстрелом в Бутово. Приведём его полностью.

«Следователь: «Следствие располагает материалами, что вы враждебно настроены к политике советской власти и систематически высказывали контрреволюционные суждения о проводимых ею мероприятиях. Признаёте себя в этом виновным?»

Александр Воздвиженский: «Нет виновным себя не признаю, никогда контрреволюционных суждений не высказывал».

Следователь: «Летом 1937 года в разговоре с диаконом Загарской церкви Быловым вы неодобрительно отзывались по вопросу колхозного строительства. Признаёте себя виновным?».

Александр Воздвиженский: «С диаконом Загарской церкви мне приходилось часто беседовать по вопросу политики советской власти, может быть я и говорил что на эту тему».

Следователь: «в беседе с этим диаконом вы неодобрительно отзывались о конституции, опошляли её, говорили, что она урезана. Признаёте себя в этом виновным?».

Александр Воздвиженский: «Разговоры о конституции имели место не раз с диаконом, но о том что она урезана я не говорил. Диакон что-то перепутал».

Следователь: «Следствие располагает материалами, что вы неодобрительно отзывались о налоговой политике советской власти. Признаёте себя в этом виновным?»

Александр Воздвиженский: «Да, этого я не отрицаю. Я говорил, что налогами советская власть духовенство не щадит».

Следователь: «следствию известно, что вы говорили, «Ищут врагов среди духовенства, а они находятся среди верхушки большевиков». При этом вы ссылались на изменника Тухачевского. Признаёте себя виновным?».

Александр Воздвиженский: «Да, я так говорил, не отрицаю».

Были допрошены свидетели, но они ничего убедительного в доказательство антигосударственной деятельности священника не показали».

О чём нам говорят строки этого протокола? На первый взгляд нет ни чего, что говорило бы о героизме отца Александра. Нет громких клятв и проклятий безбожной власти. Но, читая протокол, видим человека, который не юлит, не пытается свалить вину на другого. Зная, чем ему это грозит, отец Александр признаёт свои слова. А ведь они стали известны следствию благодаря доносу.

25 октября 1937 года «тройка» НКВД приговорила отца Александра к расстрелу. Протоиерей Александр Воздвиженский был расстрелян 13 ноября 1937 года и погребён в безвестной могиле на полигоне Бутово.